#вахта_памяти
#мы_не_забудем
Когда началась война, 11-летний Коля Печененко был в пионерском лагере. Дети – 14 мальчиков и 8 девочек – решили добираться домой сами и по дороге попали под бомбёжку. Коля, очнувшись ночью, дальше пошёл один…
Папа мальчика ушёл в народное ополчение, раненую маму отправили в тыл, в госпиталь. Колю приютила семья лесника. В 1943 году мальчика приняли в партизанский отряд. Сначала он помогал на кухне, потом стал связным. В одну из вылазок его и поймали фашисты.
Ребёнка избивали до потери сознания, пытали, выставляли раздетым на мороз, но он не выдал своих… Когда Колю вернули к партизанам, он отказался ехать в детский дом и стал сыном полка, служил в артиллерийской разведке. Кроме него, было ещё три сына полка: Витя Евстифеев, Серёжа Паршин, Володя Узбеков. Всю четвёрку на улице Праги запечатлел в 1945 году чешский фоторепортёр.
После войны Николай Фомич окончил автодорожный институт, женился, вырастил пятерых детей, которых назвал в честь боевых товарищей, работал главным инженером авторемзавода. Когда его парализовало, болезнь вылечить уже не удалось. Печененко назначили персональную республиканскую пенсию, выделили машину, которой научилась управлять жена. Заводские специалисты соорудили коляску, специальный прибор с кнопками для сигнализации, усовершенствовали телефонный аппарат. «Судьба генерала» и «Опалённая судьба» – две повести, написанные Николаем Печененко. Как тяжело ему далось их создание...